В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности
Рабочая программа воспитания в ООО и ДОО должна строиться на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формирования воспитывающей, личностно-развивающей среды, отражать интересы и запросы участников образовательных отношений.
«Воспитание есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий».
К 1 сентября 2021 года в каждой общеобразовательной организации должна быть разработана программа воспитания. Примерная программа воспитания была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.
Цель данного раздела — облегчить процесс разработки школами собственных программ воспитания на основе примерной программы. Чтобы ваша рабочая программа получилась вразумительной, рабочей, и вам не пришлось бы «ломать голову» над ее содержанием, можно придерживаться некоторых простых правил.
Во-первых, воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию. Ведь вы пишите не научную диссертацию, а разрабатываете конкретную программу работы вашей школы, и нужна эта программа в первую очередь вам самим, а не ученым мужам. Этим вы и сэкономите время, которое могло быть впустую потрачено вами на излишнее словотворчество, и сохраните здравый смысл документа, над которым работаете.
Во-вторых, постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы. Это значительно облегчит вам процесс написания программы.
В-третьих, помните, что вам не нужно во что бы то ни стало писать окончательный, не подвергаемый сомнению вариант программы. Будьте внутренне готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут вас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь по мере того, как вы будете реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п.
На сайте методического отдела Гатчинского комитета образования размещены все актуальные материалы, касающиеся разработки примерной программы воспитания для ООО и ДОО.