Педагогические династии

Семейное гнездо Хрустального пеликана

Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Государственной премии – Премии Президента РФ в области образования, кандидат педагогических наук, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2002» Игорь Борисович Смирнов 20 лет назад привез в Гатчину «Хрустального пеликана».

С тех пор высшая педагогическая награда навсегда поселилась в семейном гнезде славной педагогической династии Смирновых. Незабываемое событие в жизни Игоря Борисовича и в истории Гатчинской школы №9, где он тогда работал учителем немецкого и английского языков и директором школы.
И.Б. Смирнов родился в 1952 г. в педагогической семье, в городе Окуловка Новгородской области. Его мама, Смирнова (Осипова) Галина Николаевна (1926 – 2010) окончила школу во время войны, в 1944г., и после окончания краткосрочных учительских курсов, в 18 лет, была направлена на работу в сельскую школу учителем начальных классов. За четыре километра ходила на работу пешком в деревню Полищи. Особенно тяжело приходилось осенью и весной, в распутицу. А зимой, когда рано темнело, приходилось вместе с подругой жечь в темноте тетрадки, чтобы отпугивать волков, выходивших из леса на пустынную дорогу. Через восемь лет её перевели на должность завуча Кулотинской семилетней школы и учителя биологии. О начале педагогической деятельности мама вспоминала с большой теплотой, показывая фотографии своих первых учеников, которые отличались не только способностями, но и по возрасту.
В то голодное послевоенное время многих пятнадцати-, шестнадцатилетних, пропустивших школьное обучение в годы войны, усадили за парты в пятый и в шестой класс. Однако, работа с ними послужила для Галины Николаевны хорошей школой: она научилась управлять детским коллективом, успешно могла организовать учебную работу любого класса, никогда не жаловалась на то, что ей не удается совладать с трудными подростками, вопрос о дисциплине на уроке для нее не существовал. Затем Смирнову Г.Н. приняли на работу в Парахинскую семилетнюю школу № 30 (позже переименованную в Окуловскую восьмилетнюю школу №4), которую она окончила во время войны. Здесь она работала учителем немецкого языка, биологии и химии под руководством своей учительницы и директора Вихровой Варвары Александровны, которую всю жизнь считала своим наставником. О преподавании немецкого языка следует сказать особо. Ещё в школе Галина Николаевна с удовольствием занималась немецким. Зная о её успехах, Вихрова В.А. доверила ей преподавание немецкого языка, хотя соответствующего профессионального образования у неё не было. После войны с Германией большинство учеников не хотели изучать «этот фашистский язык». Преодолевая неприятие, развивая интерес к немецкой культуре, Галине Николаевне пришлось несколько лет обучать детей немецкому языку, пока в школу не приехал специалист с высшим образованием. Сама она любила немецкие народные сказки и читала их вслух своему маленькому сыну. В памяти до сих пор остались иллюстрации к разным историям и сказкам в учебниках немецкого языка и книгах для чтения того времени. Именно мама научила своего сына немецкому алфавиту, написанию букв и чтению. С детских лет этот интерес к немецкой культуре формировался под её воздействием. Игорь Борисович вспоминает: «Казалось бы, человек прошел через лишения военного времени, испытал голод и нищету, но никогда я не был свидетелем ни малейшего проявления в семье ненависти к немецкому народу: родители всегда проводили резкую грань между фашистами и немцами, между национал-социализмом и немецкой многовековой культурой».

В 1955г. Галина Николаевна поступила учиться на биологический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена по специальности естествознание», на заочное отделение. После окончания института она всю свою педагогическую деятельность посвящает преподаванию биологии и химии, её педагогический стаж насчитывает 38 лет. За эти годы Галина Николаевна воспитала сотни детей поселка Парахино и города Окуловки. Она всегда выполняла обязанности классного руководителя, большое внимание уделяя воспитанию и становлению каждого учащегося. Налаживание контакта с семьей обучаемого, с его родителями, посещение детей на дому, знание условий, в которых растет ученик - всё это она воспринимала как неотъемлемую составляющую работы классного руководителя. К своим обязанностям она относилась очень ответственно.


Смирнова Г.Н. была одной из первых учителей в Окуловке, которая освоила применение технических средств обучения на уроке, в системе применяла их в учебном процессе. В 1962г. в кабинете химии появилась звуковая киноустановка, которая позволяла демонстрировать учебные кинофильмы и кинокольцовки. Школа наладила взаимосвязь с районной фильмотекой, лаборант доставлял учебные фильмы в школу, что позволило на уроках химии и биологии использовать технические средства обучения, к которым, кроме киноаппарата, относились эпидиаскопы, эпипроекторы, электропроигрыватели и катушечные магнитофоны. Даже диафильмы применялись с большим энтузиазмом и вызывали неподдельный интерес учащихся. Школа осуществила, тем самым, небывалый технический прорыв и стала привлекательной для большинства учащихся, так как в редких семьях стояли тогда дома телевизоры, электропроигрыватели или магнитофоны. Особой гордостью Галины Николаевны стал пришкольный участок, где учащиеся ставили опыты по выращиванию различных растений, определяли влияние минеральных удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур. Цветник в школе вызывал восхищение всех прохожих. Ежегодно, во время августовского педсовета, на районной выставке глаз радовал урожай, который собирали учащиеся под руководством своей учительницы биологии. Много лет её пришкольный учебно-опытный участок являлся реальной экспериментальной площадкой, одним из лучших в Окуловском районе.
Школа №4 На уроке химии
Учащиеся-юннаты награждались дипломами и почетными грамотами, не только школы №4 Окуловского района, но и Новгородской области. Лучшие из них участвовали в ежегодном областном слете юннатов в Новгороде. Многие ученики Галины Николаевны стали призерами районных и областных олимпиад по биологии. «В своих поурочных планах мама всегда делала пометки, когда, на каком этапе урока она использует то или иное техническое средство. Этим она приучила и меня всегда точно определять структуру урока, временной режим и использование в ходе урока наглядных пособий и технических средств обучения. По вечерам она тщательно готовилась к урокам за большим круглым столом, и я был в курсе всего, что происходит на её уроках, какие темы она изучает с учениками и как оценивает проверочные работы. Я читал разделы в учебниках химии и биологии, многое уже знал наперед. В методическом плане я многому у нее научился», - подчеркнул Игорь Борисович.
За многолетний педагогический труд Смирнова Г.Н. была награждена правительственными наградами: медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), значком «Отличник народного просвещения» Министерства просвещения РСФСР (1977), медалью «За самоотверженный труд в тылу в годы Великой Отечественной войны» (1994), медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.» (1995), медалью «Ветеран труда» (1996), медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (1998), медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.» (1999), медалью «Труженику тыла во время Великой Отечественной войны» (2010).
Отец И.Б. Смирнова, Смирнов Борис Ефремович (1924-1997) – ветеран Великой Отечественной войны, учитель физкультуры, истории и обществоведения, директор школы.
К началу Великой Отечественной войны, Борис Ефремович оказался сиротой, сыном репрессированного отца, которого реабилитировали только в 1989г., и вынужден был себя самостоятельно кормить и обеспечивать. В июне 1942г. он закончил 9 классов, летом же похоронил мать, и в 18 лет, 20 августа 1942г., Окуловский райвоенкомат Ленинградской области (в то время, до образования Новгородской области, Окуловка территориально относилась к области Ленинградской) призвал его в Красную армию. В его красноармейской книжке значатся такие данные, как «русский», «родных нет», «специальность до призыва – тракторист». После ускоренной военной подготовки ему присваивается военная специальность минометчика, и он становится командиром миномета в звании сержанта Третьей батареи 276-ого Минометного полка. 20 октября 1942г. он принимает присягу. Всю войну, с 18 лет, Борис Ефремович прошел командиром орудия, участвовал в боевых действиях на Ленинградском, Белорусском, Украинском фронтах. Он – участник боев в Синявинских болотах, защитник Ленинграда. Медаль «За оборону Ленинграда», которой он был награжден 22 декабря 1942г., он рассматривал как одну их своих самых дорогих военных наград.
За ратные подвиги Б.Е. Смирнов награждён тремя орденами – Орденом Красной Звезды (1944), Орденом Славы III степени (1944), Орденом Отечественной войны II степени (1985), пятнадцатью медалями, среди которых медаль «За храбрость» (1946), награда Президента Чехословацкой республики за освобождение Праги, имеет девять благодарностей Верховного главнокомандующего И. В. Сталина.
После окончания войны Борис Ефремович работает в своей родной школе учителем физкультуры. А затем была заочная учеба в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена, который он окончил с отличием по специальности учитель истории.
В 1956 году отец становится директором школы в селе Боровно Окуловского района. В просвещении и воспитании сельских ребят педагогический коллектив продолжил традиции К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Этому способствовала и их дружба с известным детским писателем Виталием Бианки, который часто приезжал в эти места из Ленинграда.
Уже в то трудное время Борис Ефремович уделял техническому оснащению школы и созданию материально-технической базы образовательного учреждения достойное внимание. С помощью рыбного совхоза удалось для школы купить моторную лодку и доставлять детей на учебу из отдаленных деревень по воде. Он первым среди директоров школ района приобрёл для сельской школы телевизор, установил высокую телеантенну для связи с Новгородом, ученики и учителя школы могли смотреть телепередачи.
В 1961 году Борис Ефремович был назначен директором Парахинской школы №30, где уже работала его жена. Он старался идти в ногу со временем, решал многие задачи по совершенствованию материально – технической базы школы вместе с шефствующими организациями. В школе была проведена телефонизация, появились радиоузел, столовая, водяное отопление. Школа была переведена на кабинетную систему. Осуществляя программу подготовки школьников к будущей профессии, он создал в школе класс машиноведения, приобрёл для школы старенький грузовой автомобиль-участник освоения целинных земель. Грузовик был приспособлен и для перевозки людей. На школьном автомобиле учащиеся отправлялись на экскурсии по Окуловскому району, в Новгород, в летний трудовой лагерь.

Смирнов Б.Е., учитель-фронтовик, большое внимание уделял военно - патриотическому воспитанию учащихся. Им была организована поисковая работа «красных следопытов», а результаты поисков нашли место в школьном музее, который носил имя Героя Советского Союза комиссара И.В Зуева, погибшего недалеко от станции Торфяное Октябрьской железной дороги. Учащиеся школы разыскивали имена фронтовиков, скончавшихся во время войны в госпитале, располагавшемся тогда в здании школы, налаживали связь с родственниками, устанавливали таблички с именами воинов на братских захоронениях. Многие годы школьный музей был лучшим в Окуловском районе. За заслуги в развитии народного образования, воспитания подрастающего поколения, организацию поисковой работы в 1985 году Борису Ефремовичу Смирнову было присвоено звание «Почётный житель города Окуловка».

Игорь Борисович вспоминает: «Несколько слов о том, как меня воспитывали в семье. Наверное, это судьба всех учительских детей – на протяжении рабочей недели достаточно внимания им родители-учителя уделять не могут в силу того, что постоянно заняты на работе. Так и мои приходили домой поздно, часов в пять-шесть вечера. Кроме того, по вечерам отлучались для проведения классных и школьных родительских собраний, школьных вечеров для учащихся, посещения семей на дому, обхода микрорайона для проведения всеобуча. Да еще раз в месяц обязаны были по вечерам приходить на политзанятия. Меня воспитывали в строгих правилах, требовали неукоснительного соблюдения режима дня, который, кстати, всегда висел у меня над письменным столом, следили за выполнением домашних заданий. Да я и сам понимал, что подводить родителей в моем положении было бы просто неприлично. Наверное, самое главное качество, которое они воспитали во мне - это чувство ответственности, которое как помогало мне в дальнейшей жизни, так и доставляло разного рода неудобства.

Впервые они взяли меня с собой Ленинград в 1959г., когда получали дипломы и нагрудные знаки о высшем образовании в ЛГПИ имени А. И. Герцена. Помню первое посещение главного корпуса педагогического института, читального зала фундаментальной библиотеки, где стояли столы с черной дерматиновой поверхностью, а на них лампы с зеленым стеклянным абажуром. С детства я влюбился в Ленинград и не представлял себе другого города для моей дальнейшей учебы: я буду учиться только в Ленинграде и только в том институте, где учились мои родители».

В 1976 году Смирнов Игорь Борисович, следуя семейной традиции, окончил с отличием факультет иностранных языков ЛГПИ имени А.И. Герцена по специальности «немецкий и английский языки» и получил квалификацию «учитель иностранного языка средней школы». Начинал он свою педагогическую деятельность в посёлке Мшинская Лужского района Ленинградской области, куда был направлен в среднюю школу по распределению. На второй год работы его назначают организатором внеклассной и внешкольной работы, а в следующем году – директором школы. В это время родилась еще одна педагогическая семья Смирновых: Игоря Борисовича и Татьяны Ивановны, учителя русского языка и литературы. Два их сына родились на земле Ленинградской.

С 1983 по 1987 год И.Б. Смирнов преподает иностранные языки и становится директором средней школы №36 станции Гатчина Октябрьской железной дороги. С энтузиазмом он руководит методическим объединением учителей иностранного языка Северо-западного отделения Октябрьской железной дороги, проводит открытые уроки, выездные семинары с целью повышения квалификации учителей немецкого и английского языков. Ему, одному из первых, в 1986г. было присвоено звание «старший учитель». Его делегируют от Октябрьской железной дороги на Первый Всероссийский съезд учителей.

В 1987г. Игорь Борисович получает высшую отраслевую награду – Почетный знак Министерства путей сообщения «Почетный железнодорожник СССР».
В 1987г. Смирнова И.Б. переводят на работу директором в среднюю школу №9 города Гатчины. Школа насчитывает 1390 учащихся и 120 человек педагогического и технического персонала. Это было трудное время Перестройки, становления новой России, период вхождения всей страны, и системы образования в том числе, в рыночную экономику.
В начале 90-х появилась возможность каждой школе найти свою собственную траекторию развития, пройдя аттестацию и лицензирование. При поддержке городского отдела образования средняя школа №9 получила новый статус – школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Осуществляя педагогический принцип «школа для всех и для каждого», директор школы вместе с дружным педагогическим коллективом создает условия для выбора каждому учащемуся, организуя и индивидуализируя учебный процесс с максимальным учетом интересов, способностей учащихся и пожеланий их родителей. Так, в школе создаются классы с углубленным изучением предметов физико-математического, химико-биологического, гуманитарного направления, трудовые и спортивные классы, классы компенсирующего обучения со своими программами и траекториями развития учеников.
У школы, возглавляемой И.Б. Смирновым, появилась еще одна отличительная особенность: тесные международные связи с нашими северными соседями - Финляндией, Норвегией, а также с Германией, Австрией, Шотландией и даже с далекой Америкой. Личные педагогические контакты, приглашение к сотрудничеству носителей немецкого и английского языка, большое уважение зарубежных коллег, обмен школьными делегациями – всё это способствовало тому, чтобы гатчинские учащиеся смогли получать представление о культуре стран изучаемого языка, об общеевропейских культурных ценностях. Шли трудные 90-е годы, когда приходилось в буквальном смысле бороться с комплексом неполноценности наших детей в условиях безработицы и низкого материального уровня жизни семей.
В это время соратники Игоря Борисовича из городской общественной организации «От сердца - к сердцу» избрали его своим председателем. «Это было и ответственно, и приносило свои дивиденды для установления и осуществления международных связей школы, - подчеркивает Игорь Борисович в своих воспоминаниях.
– Весной 1989 года состоялся первый визит шотландской делегации в Гатчину, а уже осенью того же года гатчинские школьники отправились в гости к новым шотландским партнерам. Наша делегация школьников была первой из Ленинградской области, которая самостоятельно отправилась в капиталистическую страну, без всяких разрешений партийных органов».
За этим первым обменом последовали многочисленные другие. Это были настоящие образовательные поездки с разработанной для учащихся программой, с посещением разных типов школ, с возможностью для общения на иностранном языке и налаживания личных контактов.

Сложное было время – 90-е годы, но оно способствовало творческому отношению к делу, развертыванию внутреннего потенциала каждого учителя. Игорь Борисович приобретает опыт внедрения инновационных форм обучения немецкому языку на основе разработанных и опубликованных собственных учебников по немецкому языку и учебных пособий, представляет свой опыт на конкурсе «Учитель года Ленинградской области» в 1995г. В этом же году он поступил в заочную аспирантуру на кафедре методики преподавания иностранных языков РГПУ имени А.И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Шатилова, которую окончил в 1999г., защитив диссертацию «Формирование основ культурно- страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы при чтении современной художественной литературы на немецком языке». В этом же году Игорю Борисовичу была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. С обобщением педагогического опыта он выступает на российских и международных семинарах и конференциях. Результаты работы нашли отражения в многочисленных публикациях, статьях и научных изданиях не только России, но и за рубежом – в Польше, Германии, Норвегии, Финляндии, Италии. «Во многих публикациях, а их около трехсот, – отмечает Игорь Борисович, - отразились как мой собственный практический педагогический опыт, так и результаты работы руководимого мною в течение семнадцати лет педагогического коллектива школы №9».
В 2001г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В 2002г. Смирнов И.Б. представляет учительство Ленинградской области на Всероссийском конкурсе «Учитель года». В номинации «Активные формы обучения» ему присуждён Малый хрустальный Пеликан, а по итогам конкурса он становится абсолютным победителем и обладателем Большого хрустального Пеликана. С 1999г. по 2012г. Смирнов И.Б. преподает на факультете иностранных языков Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, заведует кафедрой обучения иностранным языкам, кафедрой перевода и переводоведения, становится деканом факультета лингвистики и межкультурной коммуникации. Он создает научный журнал для публикации результатов научно-исследовательской деятельности «Перевод. Язык. Культура», который включён в перечень изданий ВАК. Он развивает сотрудничество с германской службой академических обменов и австрийской неправительственной организацией «КультурКонтакт» для создания возможности практики студентов университета за рубежом. Неоднократно Ученый Совет ЛГУ имени А.С. Пушкина избирает его на должность профессора.
За многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность Игорь Борисович Смирнов был награжден Государственной премией – Премией Президента РФ в области образования (2003). За большой вклад в подготовку педагогических кадров для Ленинградской области и Санкт-Петербурга он награжден почетным дипломом Законодательного собрания Ленинградской области (2010) и юбилейным знаком «В память 300-летия Царского Села (г. Пушкина)» Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга (2010). В 2011г. он получает диплом и медаль Международного биографического центра, Кэмбридж, Великобритания, «International Educator of the Year 2011» («Преподаватель 2011 года») за выдающийся вклад в области методики обучения иностранным языкам.
В 2012г. Смирнова И.Б. приглашают на работу в Китайский океанологический университет (КНР, г. Циндао), на факультет иностранных языков. Новые обстоятельства, неизвестная доселе культура снова располагают к исследованиям и экспериментам. В 2013г. он становится победителем конкурса «Лучший иностранный преподаватель провинции Шандун» (КНР, г. Цзинань), а в 2014г. - победителем конкурса «Лучший иностранный преподаватель в китайском университете» в номинации «Самый любимый иностранный преподаватель» (КНР, г. Пекин).
Сегодня Игорь Борисович на заслуженном отдыхе, однако, он ведёт большую общественную работу: занимается просветительской деятельностью, читает лекции в муниципальном музее города Гатчины, в Центральной библиотеке имени А.И. Куприна, проводит семинары по повышению квалификации педагогических кадров как в России, так и за рубежом, участвует в работе Ленинградского областного центра развития творчества одарённых детей и юношества «Интеллект», является председателем общественного совета при комитете образования Гатчинского муниципального района, возглавляет жюри районных конкурсов педагогического мастерства, организует художественные выставки из своего обширного собрания живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, пишет статьи и книги.
Смирнова Татьяна Ивановна (род.1954) – учитель высшей квалификационной категории (с 1995), награждена Почетной грамотой Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области (2001), Почетной грамотой Министерства образования РФ (2003), Ветеран труда (2004), Почетный работник общего образования РФ (2011), лауреат профессионального конкурса «Общественное признание» учителей Гатчинского муниципального района, посвященному году Учителя в номинации «Честь и достоинство» (2010).
Свой педагогический путь она начинала учителем русского языка и литературы в Мшинской средней школе Лужского района (1977-1986). После переезда в Гатчину работала с 1988г. по 1998г. в начальной школе №5 учителем начальных классов, с 1998г. трудится в средней общеобразовательной школе №8 – Центре образования.
Татьяна Ивановна чудесным образом воплощает в себе прекрасные женские черты и лучшие качества Учителя. Милая, мягкая, хорошо образованная, деликатная и мудрая, она стала заботливой и любящей женой и матерью двух сыновей.
Мне посчастливилось почти двадцать лет работать в одном коллективе рядом с Татьяной Ивановной. К интересному наблюдению приходила я каждые четыре года, наблюдая за ее выпускниками в пятом классе. Каждый из них был яркой личностью, и в то же время весь класс – единым коллективом. Они отличались воспитанностью, интересом к знаниям, общей культурой во всем: в одежде, в поведении, в общении со сверстниками и педагогами. Её доброе имя Учителя хорошо известно за пределами школы.
О Татьяне Ивановне Смирновой с любовью и благодарностью говорят ученики и их родители:
«От всей души мы говорим Вам спасибо за участие в воспитании наших детей. Вы нашли подход к каждому ученику и для каждого стали не только мудрым наставником, но и другом. Они скучали без Вас во время выходных и каникул, всегда с нетерпением ждали встречи, спешили поделиться новыми впечатлениями и открытиями. Вы многому научили наших детей за так быстро пролетевшие четыре года: быть ответственными, дружелюбными, внимательными по отношению друг к другу. В нашей памяти навсегда останутся яркие и интересные выступления на утренниках, где каждый ребенок мог реализовать себя как творческую личность. Наши дети надолго запомнят поездки в театры и музеи, путешествия по родному краю, где они знакомились с историей своей малой родины. Мы благодарим Вас за совместные мероприятия, которые помогали сплочению не только детей, но и родителей.
https://sun9-48.userapi.com/c858416/v858416236/3a05e/ETBTKznNEOo.jpg
От первого учителя во многом зависит то, с какими знаниями дети пойдут дальше по школьным ступеням, станут ли они комфортно чувствовать себя в ученическом коллективе. Благодаря Вам, Татьяна Ивановна, мы спокойны за наших детей: они получили крепкие знания, учатся в дружном коллективе, а школу считают вторым домом. Искренне благодарим Вас, наша уважаемая и любимая Татьяна Ивановна, за высокий профессионализм, педагогический талант, душевную щедрость и неповторимость!
Родители и ученики 4-1 класса выпуска 2014 года»
«Друг мой» - так обычно обращается Татьяна Ивановна к своим большим и маленьким ученикам. И это не ради красного словца. Действительно, дружеские, доверительные отношения складываются всегда между учительницей и учениками. Мудрая и внимательная, деликатная и выдержанная, она стала другом не только детям, но и их родителям, и нам, её коллегам.
Говоря о Татьяне Ивановне, вспоминаю свою любимую книгу М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». В ней есть красивая легенда о том, что наши ангелы отдыхают, пока мы совершаем добрые, хорошие поступки, и в это время они спешат на помощь туда, где труднее, где они всего нужнее. Татьяна Ивановна Смирнова сама, словно ангел, добрым заботливым крылом охраняющий детство, охраняет она и семейное гнездо, где навсегда поселился Хрустальный пеликан.

Наталья Антонова, школьный библиотекарь и краевед

Использованы воспоминания Игоря Борисовича Смирнова из книги «Школа, которой больше нет», издательство ПИЯФ, 2021
Гатчинские педагогические династии