Педагогические династии

Её лента времени - воспоминания И.Б. Смирнова об Людмиле Терентьевне Романовой

Романова Людмила Терентьевна во время работы в школе №9 слыла самым строгим учителем. Ее не просто опасались, ее ученики боялись. Самое интересное, что она никогда ни на кого не кричала, да что там кричала, она и голос-то никогда ни на кого из учеников не повышала. Однако ее требовательность, великолепная память на все сделанное и несделанное учеником, ее принципиальность не знали равных. Не сделал вовремя, приди и отчитайся потом, как ты освоил пропущенный материал; не подготовился к урокам, приди и ответь тему, а если не сподобишься и понадеешься на забывчивость учителя, спуску тебе не будет.

В советское время предмет география, тем более география экономическая, служили предметами важными в идейно-политическом воспитании учеников. Метод Людмилы Терентьевны соответствовал всем требованиям партийных документов. Каждый учащийся старших классов должен был следить за текущими политическими событиями и изменениями в экономической жизни не только СССР, но тех стран, экономику которых они изучали в курсе географии в 10 классе. Все свое внеклассное «знакомство» он отражал в так называемой «ленте времени», которую готовил дома, получалось что-то вроде телетайпной ленты агентства ТАСС с перечнем всех важных, с точки зрения данного ученика, событий. Каждый урок начинался с отчета по международным событиям, а «ленты» каждого ученика строго проверялись, и горе тому, кто не подготовился! Я предполагаю, что накануне вся семья ученика читала все газеты за неделю и вырезала необходимые сообщения для представления на уроке. Сегодня мы вспоминаем это как некий курьёз, но вообще-то, благодаря этому курьёзу, ученики -старшеклассники читали прессу, информировали себя об актуальных событиях в стране и в мире, знали названия и столицы стран не только Европы, но и других континентов, могли назвать политических лидеров и выдающихся деятелей многих стран. Задайте вопросы подобного рода сегодняшним десятиклассникам, удивитесь несказанно их некомпетентности.

Особое место отводила Людмила Терентьевна работе с географической и политической картами. В ее кабинете географии было их в большом количестве, и развешены они были особым порядком, чтобы быстро выдвигать нужную в любой момент. С самого пятого класса ученики четко знали, где и как встать при работе с картой у доски, как правильно держать указку, как показывать границы государства, горы и реки. Сегодня даже некоторые взрослые не ведают, что встать перед картой надо справа от нее, держать указку в правой руке и не поворачивать реки вспять, т.е. вести указку от истока реки к ее устью, а не наоборот.

Все ученики Людмилы Терентьевны четко знали субъекты нашей страны, их столицы и могли показать их на карте. То же относилось и к зарубежным странам. Да, приходилось учить, заучивать и пересдавать зачеты, чтобы получить положительную отметку. Но знания при этом ученик брал с собой во взрослую жизнь.

Людмила Терентьевна не просто была требовательна к учащимся, она и сама предъявляла такие же требования к себе. Учитель должен быть сам детям пример, как ведет себя учитель, так будут вести себя и его ученики, демонстрируя дисциплинированность и воспитанность. За все годы совместной работы я не могу припомнить случая, чтобы она опоздала на урок, чтобы отпустила детей с урока раньше, чтобы не проверила у рябят наличие дневника и сменной обуви. Как только меня назначили директором, и я пришел работать в школу №9, она подошла ко мне и сказала: «Я прошу прощения, но я должна Вам кое-что объяснить. Вы видите, я хожу по школе в замшевых сапогах, это моя сменная обувь, я в них хожу только в школе. У меня больные ноги, поэтому…»

Внешний вид учителя был безупречен. Она одевалась просто, но всегда аккуратно и с какой-то изюминкой: то брошечка, то бантик, то косыночка. Всегда с прической, будто не в школу, а в театр. Это говорит как раз о том, с каким уважением она относилась и к школе, и к своей профессии.

Порядочность Людмилы Терентьевны проявилась и в том, что она предупредила меня как руководителя заранее, еще в январе, о том, что собирается выйти на пенсию и больше не будет работать в школе с начала следующего учебного года, с тем, чтобы я уже подыскивал новую кандидатуру на ее место.

И.Б.Смирнов

2022